Коммерческие интересы
Новый отчёт в Яндекс.Метрике
Те, кто пользуется Яндекс. Метрикой для оценки эффективности работы сайта, успели заметить, что недавно в ней появился новый отчёт по коммерческим интересам. Мы предлагаем разобраться, какую пользу можно извлечь из данного отчета для повышения рентабельности инвестиций в интернет-маркетинг.

Максимальное количество строк данных, отображаемых в отчете — 14. Эти же 14 тематик используются при нацеливании медийной рекламы в Яндексе.
Для каждой тематики рассчитывается уникальный аффинити-индекс — индикатор того, насколько сильно эта тематика интересует посетителей сайта по сравнению с аудиторией Интернета в целом:
Значение близкое к 100% говорит о том, что интерес пользователей к теме ничем не отличается от среднего по Интернету.
Если аффинити-индекс, наоборот, заметно превышает 100%, тематика может быть привлекательной для вашей аудитории. Например, индекс 200% для финансов означает, что посетители сайта вдвое чаще интересуются темой финансов, чем обычные пользователи в сети.
На графике выше мы видим общее распределение коммерческих интересов в тематике «Ипотечное кредитование». Отчет показывает, насколько та или иная тематика интересна посетителям сайта.

Опираясь на полученные данные, мы можем заключить, что пользователи нашего сайта больше всего интересуются недвижимостью, финансами, семьей и здоровым образом жизни. Казалось бы, из этого следует вывод, что размещение рекламы будет обладать бОльшим эффектом на сайтах перечисленных тематик. Но, это не совсем так:
«Кулинария» — лидер по количеству отправленных заявок. Далее идет «Недвижимость»: второе место и самая высокая конверсия (то есть пользователи данной тематики наиболее целевые, максимально готовые к покупке). Третье место по отправленным заявкам — «Туризм», смещение полоски влево (выделено красным цветом) говорит нам о том, что посетители нашего сайта меньше интересуются туризмом, чем в среднем по Рунету.
Добавим демографические показатели пользователей и используемые браузеры:
Совместив все представленные данные, мы получаем четкое описание ядра целевой аудитории нашего сайта — это люди в возрасте 25−34 лет, преимущественно женщины (77%), пользующиеся браузерами Chrome и Internet Explorer, интересующиеся кулинарией, туризмом, недвижимостью, семейными отношениями и автомобилями. Теперь мы можем придумывать рекламные месседжи, учитывая характеристики целевой группы, и надеяться, что реклама будет более эффективна, чем раньше.
Немного о технологии
Алгоритм определения коммерческих интересов базируется на технологии «Крипта». А «Крипта», в свою очередь, основывается на методе обучения Матрикснет, технологии самостоятельного машинного обучения. Чтобы технология научилась отличать одну группу людей от другой ей, сначала объяснили на примере, точнее на сотнях тысяч примеров, в чём отличие в поведении мужчин от женщин, 25- от 46-летних и т. д. Потом система собрала информацию о поведении этих пользователей в Интернете. Например, о длине поисковых запросов, наличии в них определённых слов, о периодах активности за сутки и т. д. Социально-демографические признаки и данные о поведении пользователей в Интернете использовались для обучения алгоритма.

Проанализировав данные из обучающей выборки, «Крипта» отобрала 300 наиболее важных факторов для определения пола и возраста, а также рассчитала значимость каждого из них.

Следующий этап — проверка того, насколько хорошо обучилась «Крипта». Из данных в тестовой выборке убрали информацию о поле и возрасте пользователей, чтобы «Крипта» выяснила это самостоятельно. Для каждого пользователя она определила вероятность того, мужчина это или женщина, и к какой из пяти возрастных групп он относится. Разработчики сравнили результаты с имеющимися данными и усовершенствовали алгоритм обучения. После ряда проверок и усовершенствований технологию внедрили.
Резюме
Анализируя аффинити-индекс (индекс соответствия), вы можете выявить смежные коммерческие интересы вашей аудитории: например, узнать, что ваши целевые посетители интересуются не только авто, но и финансами.
Сопоставив аффинити-индекс с другими показателями отчета (визитами, отказами, конверсией), вы можете определить предпочтения посетителей, которые конвертируются лучше всего.
Учитывая интересы и поведение пользователей, вы можете создавать рекламные посылы более точно отражающие интересы аудитории, что, в свою очередь, благоприятно скажется на прибыли вашего предприятия.
Фактически, с помощью Яндекс. Метрики, вы можете делать независимые маркетинговые исследования до начала, во время и после рекламной кампании. А также анализировать поведение потенциальных клиентов в любое время вне независимости от наличия или отсутствия рекламных кампаний.